Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 78
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Сочинение на лингвистическую тему: «Какова роль тире?»

Исходный текст:

(1)Сразу после перемены Анна Николаевна задала вопрос:

— (2)Кто записался в библиотеку?

(3)Руки подняли все.

— (4)3начит, Татьяну Львовну все знаете? — спросила она.

(5)Класс радостно загалдел.

— (6)И знаете, что библиотека закрыта? (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. (9)Просит нас помочь. (10)Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили. (11)Сами понимаете, время-то военное.

(12)Анна Николаевна ни к чему не призывала, ничего не требовала.

— (13)Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка все отчётливее проступала на лице. (14)Её взгляд скользил по рядам, и, точно следуя взгляду учительницы, мы поднимали руки.

— (15)Я не сомневалась, — сказала она.

(16)Когда мы пришли после уроков к библиотеке, там уже гудела целая толпа. (17)На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.

— (18)Что ж, — сказала Анна Николаевна, — придётся подождать. (19)Наверное, сейчас подойдут пильщики.

(20)Мы потоптались полчаса — никого не было. (21)Толпа стала редеть. (22)Среди самых старших я увидел девчонку, с которой разговаривал днём.

(23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала:

— (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать!

— (26)Не страшно, — ответила Анна Николаевна, — зато останутся самые ответственные. (27)Она сказала это громко, чтобы слышали не только мы, но и все остальные, однако заволновалась. 28)Давайте принесём пилы, — сказала девчонка, — я, например, рядом живу.

— (29)Кто же пилить будет? — спросила Анна Николаевна.

(30)Заорали почти все мальчишки.

(31)В общем, ещё минут через двадцать такой во дворе скрип поднялся! (32)Наверное, пил пять притащили. (33)А чтобы дело быстрей шло, работать решили изо всех сил и, раз народу много, часто меняться.

(34)Немного погодя во дворе появился крепкий старик, как оказалось, дед той девчонки. (35)Он начал рубить дрова, да так, что только треск стоял. (36)А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.

— (37)Мои золотые! — закричала она еще издалека. — (38)Спасибо! (39)Анна Николаевна, голубушка! (40)Благодарствую! (41)Дети и книги не должны мёрзнуть! (42)Никогда!

(По А. Лиханову)

C2Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи.

Мнение Антона и Кирилла
На письме без тире обойтись невозможно…
Зачем нужно это тире? Неужели без него нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас!.. Попробуй разберись, где это тире ставить!
Антон
Кирилл

Сочинение

На мой взгляд, Антон прав. На письме без тире обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного.

Во-первых, тире выполняет разделительную функцию. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 4, 5, 29 из текста А.Лиханова. В этих предложениях второе тире отделяет прямую речь от слов автора.

Во-вторых, тире употребляется и в смыслоразличительной функции. Обратимся к предложению 20: «Мы потоптались полчаса — никого не было». В этом примере тире не только разделяет части бессоюзного сложного предложения, но и подчёркивает, что содержание этих частей противопоставлено по смыслу.

В-третьих, в предложениях 2, 6, 25 и других тире выполняет выделительную функцию. Оно оформляет реплики диалога.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи.