Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 46
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Текст Гроссмана Л.

(1)Александр Сергеевич Пушкин был увлекательным собеседником.

(2)На многолюдном собрании он предпочитал слушать общие прения, изредка роняя ироническую или вдумчивую реплику. (3)Говорить он любил в более тесном кругу понимающих и сочувствующих людей.

(4)В беседах Пушкин нередко овладевал нитью общих интересов и уверенно вёл разговор на большие и волнующие темы, широко разворачивая в искромётной импровизации свои живые познания и гениальные догадки.

(5)Быстрый в движениях и походке, он говорил с медлительной плавностью, словно не желая торопиться в изложении любимых своих помыслов. (6)В этом сказывалась, вероятно, углублённая вдумчивость и, может быть, высокая сосредоточенность творческого сознания.

(7)Лучше всего Пушкин говорил о своём искусстве. (8)Ремесло поэта восхищало и увлекало его. (9)Он считал, что свобода, положенная в основу поэтического творчества, не исключала, а, напротив, предписывала постоянный труд, без которого нет истинно великого.

(10)Он говорил о вдохновении как о «расположении души к живейшему приятию впечатлений и соображению понятий». (11)Это не праздная и беспорядочная восторженность, а уверенная в себе сила. (12)«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии, – говорил он нам. – (13)Спокойствие – необходимое условие прекрасного. (14)Единый план „Божественной комедии” Данте есть уже плод высокого гения…»

(15)Когда-то, говорят, он скрывал в обществе свою литературную профессию, разделяя старинный предрассудок знати о том, что только полководцы и государственные деятели достойны почёта, а никак не сочинители. (16)Но ко времени наших встреч всеобщее признание и, может быть, пример некоторых европейских писателей изменили это странное заблуждение. (17)Пушкин с достоинством нёс своё народное звание первого русского поэта, дорожа и гордясь им. (18)По крайней мере, однажды он с необыкновенной живостью рассказал нам об одной встрече, неожиданно доставившей ему высокую радость.

(19)Оказывается, несколько лет перед тем он участвовал в качестве добровольца-наблюдателя в Кавказской войне с турками. (20)Он присутствовал при знаменитой битве, в которой русской армии удалось разбить в течение суток два неприятельских корпуса. (21)Пушкин вступил с русской армией в столицу Турции. (22)Один из пашéй, увидев его во фраке среди военных, осведомился о нём у спутников. (23)Кто-то назвал его поэтом.

– (24)Пашá сложил руки на груди, – рассказывал Пушкин, – и поклонился мне, сказав через переводчика: (25)«Благословен час, когда мы встречаем поэта. (26)Поэт – рыцарь. (27)Он, как и странствующий рыцарь, не имеет ни отечества, ни благ земных, и, между тем как мы, бедные, заботимся о славе и сокровищах, он стоит наравне с властелинами земли, и ему поклоняются».

(28)Поэт, видимо, был глубоко тронут этим мудрым восточным приветствием и вспоминал о нём впоследствии с волнением.

(По Л. П. Гроссману*)

* Леонид Петрович Гроссман (1888–1965 гг.) – литературовед, писатель, автор исторических произведений.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема определения главных качеств поэта. (Какими качествами должен быть наделён истинный поэт?) Поэт должен постоянно трудиться, совершенствоваться, несмотря на то что в основе поэтического творчества лежит свобода. Вдохновение, спокойствие – «необходимое условие прекрасного».
2. Проблема предназначения поэта. (Каково назначение поэта на земле?) Предназначение поэта заключается не в наслаждении земными благами, а в заботе о прославлении всего земного.
3. Проблема отношения людей к поэту. (Как должны люди относиться к поэту?) В обществе распространено мнение, будто поэты («сочинители») не достойны уважения, между тем как истинный поэт заботится о прославлении земли и поэтому заслуживает почёта.

Написать сочинение