Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 63
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2019 год. Вариант №1

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7.

Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.

Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.

К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют... Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1К какому роду литературы относится роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»?



2Назовите произведение А. С. Пушкина, в котором, как и в «Тихом Доне», изображены события масштабного «русского бунта».



3События, описанные во фрагменте, оттеняются картиной весенней природы. Как называется описание природы, включённое в текст художественного произведения?



4Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
  1. Михаил Кошевой
  2. Аксинья Астахова
  3. Григорий Мелехов
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
  1. становится председателем хуторского ревкома
  2. уезжает в эмиграцию
  3. возвращается в родной хутор
  4. трагически погибает, спасаясь от погони
А
Б
В

5Главный герой «Тихого Дона» оказывается в эпицентре военного противостояния. Как называется острое столкновение, противоборство различных сил в художественном произведении?



6Решение Григория уйти из банды Фомина – важный поворот в событийной канве романа. Каким термином обозначается ход и последовательность событий в произведении?



7Укажите название литературного направления, в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай время мне доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы -
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!

(Н.А. Некрасов, 1852)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10К какой тематической разновидности лирики относится данное стихотворение Н. А. Некрасова (прилагательное в именительном падеже)?



11Назовите классический лирический жанр (грустное размышление о несовершенстве бытия), к которому относится данное стихотворение Н. А. Некрасова.



12Укажите термин, которым обозначается определение, используемое в переносном значении и к которому автор прибегает в строках:

Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.


13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н. А. Некрасовым в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. повтор
  2. сравнение
  3. гипербола
  4. риторическое восклицание
  5. неологизм


14Определите размер, которым написано стихотворение Н. А. Некрасова (без указания количества стоп).