Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 39
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2019 год. Вариант №19

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–7.

Горе от ума

Фамусов
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по ле́там,
А пуще дочери, да сами добряки,
Дались нам эти языки!
Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

София
Я гнева вашего никак не растолкую.
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шёл в комнату, попал в другую.

Фамусов
Попал или хотел попасть?
Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

София
Вот в чем, однако, случай весь:
Как давиче вы с Лизой были здесь,
Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
И бросилась сюда я со всех ног...

Фамусов
Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.
Не в пору голос мой наделал им тревог!

София
По смутном сне безделица тревожит;
Сказать вам сон: поймете вы тогда.

Фамусов
Что за история?

София
Вам рассказать?

Фамусов
Ну да. (Садится.)

София
Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим — будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок... знаете, кто в бедности рожден...

Фамусов
Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара!

София
Потом пропало все: луга и небеса. —
Мы в темной комнате. Для довершенья чуда
Раскрылся пол — и вы оттуда
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Тут с громом распахнулись двери
Какие-то не люди и не звери
Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!.. —
Проснулась. — Кто-то говорит:
Ваш голос был; что, думаю, так рано?
Бегу сюда — и вас обоих нахожу.

(А. С. Грибоедов «Горе от ума».)

1Укажите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».



2Разговор Софьи и Фамусова происходит до появления в пьесе её главного героя Чацкого и завязки основных событий. Как называется этап действия, предшествующий завязке и отображающий положение действующих лиц до начала действия?



3Следуя традиции, автор наделяет персонажей своей пьесы именами и фамилиями, несущими в себе некие характеристики (Фамусов — «молва», Софья — «мудрая»). Как называются такие имена?



4Установите соответствие между тремя персонажами пьесы «Горе от ума» и их речевыми характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
  1. Фамусов
  2. Молчалин
  3. Чацкий
ХАРАКТЕРИСТИКИ
  1. «в чинах мы небольших»
  2. «я глупостей не чтец»
  3. «учились бы на старших глядя»
  4. «фельдфебеля в Волтеры дам»
А
Б
В

5Как называется форма общения между действующими лицами (например, разговор между Софьей и Фамусовым), которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?



6Как называется краткая характеристика автором происходящего на сцене, представляющая собой рекомендацию актёрам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи и т. д. (например, садится)?



7С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «старшего» и «младшего» поколений. Как называется острое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания 10–14

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

(А. А. Блок, 1902)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10Укажите название поэтического течения, одним из ярких представителей которого был А.А. Блок.



11Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («бедный обряд»)?



12Укажите название тропа, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие на основе их ассоциативной связи, сходства («Высоко бегут по карнизам //Улыбки, сказки и сны»).



13Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке («В мерцаньи красных лампад»)?



14Определите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в тёмные храмы...»