Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 16
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2011 год. Авторский вариант №4

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А3 и B1—B14.

(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.

(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?

(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.

(18) - Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина. (23) - А ты, хлопец, чей будешь?

(24)Я ответил.

(25) - Гостишь, значит... (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя. (29)Заходи. (30)С сыном познакомлю.

(31)...Недавно я побывал в тех краях. (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.

(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.

(38) - Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.

(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»

(43)Вот, кажется, и то место. (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!

(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

(По Ю. Медведеву)

Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем солдат посадил цветы?»






A2Укажите, в каком значении употребляется слово «скромный» (предложение 10).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.






Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово «чуток» в предложении 41 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Из предложения 7-11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой определяется наличием суффикса -А-.



B3Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».



B4Из предложений 43-48 выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в причастии, от которого оно образовано»



B5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Вот, (1) кажется, (2) и то место. Да, (3) точно оно. Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. На поляне, (4) среди травы, (5) стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.


B6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Лето выдалось на Кубани жаркое, (1) но не сухое. Вот оно как бывает: солдат умер, (2) а цветы, (3) посаженные им, (4) живут.


B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Однажды, (1) когда я продирался сквозь заросли черёмухи, (2) боярышника, (3) облепихи, (4) еле заметная тропинка вывела меня на поляну, (5) заросшую разнотравьем.


B8Замените словосочетание «хрустальных ваз» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B9Выпишите грамматическую основу предложения 12.



B10Среди предложений 7-10 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.



B11Среди предложений 38-44 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



B12Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.



B13Среди предложений 18-27 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



B14Среди предложений 43-48 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: