Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 171
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2011 год. Авторский вариант №3

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А3 и B1—B14.

(1)Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка, достал из бокового кармана сигарету и, раскурив ее в затишке, за кабиной, продолжал отрешённо глядеть на бегущую встречь дорогу.

(2)Великая Русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили, пожалуй, за двести метров и выше.(3) В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии.(4)Он разделился на два языка и пополз дальше, на юг, обтекая гряду слева и справа.

(5)И, может быть, не случайно на этих высотах, не одоленных ледником, без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасенные народы могли бы начать новое летосчисление.(6)Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот.(7)В августе сорок третьего, будучи молодым лейтенантом, тогда еще просто Сашей, он заскочил на несколько дней домой и успел захватить следы этого побоища на южном фасе.(8)К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, саперы свозили с окрестных полей изувеченные танки – свои и чужие.(9)Мертво набычась, смердя перегоревшей соляркой, зияя рваными пробоинами, стояли они рядом, образуя гигантское кладбище из многих сотен машин.(10)Среди него можно было и заблудиться.(11)Дядя Саша курил на ветру, оглядывал высоты, ныне дремлющие под мирными нивами.

(12)Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов.(13)Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных раскаленных солнцем утробах.(14)Но и мертвые, с пустыми глазницами триплексов танки, казалось, по-прежнему ненавидели друг друга.(15)Дядя Саша разглядывал пробоины, старался распознать, кто и как обрел свой конец.

(16)Теперь этого танкового кладбища нет.(17)Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены.(18)Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, и только по холмам остались братские могилы.

(19)Дядя Саша, иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, как трактористы стороной обводят плуги, оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни и как пастухи, выгоняя гурты на жнивье, не дают скотине топтать куртинки могильной травы.(20)Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье, оставляя травку поласковей, понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью.(21)Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье.(22)Иногда сидел здесь, усталый, до самой вечерней зари, наедине со своими мыслями, смотрел, как печалью сочатся закаты над этими холмами, и казалось ему, будто зарытые в землю кости все прорастают то тут, то там белыми обелисками и будто сам он, лишь чудом не полегший тогда во рву, прорастает одним из них...

(По Е.Носову)

Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Какие чувства испытывает дядя Саша по отношению к событиям тридцатилетней даввности?"






A2Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЗВЁЗДОЧКА (предложение 1).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.






Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово ПОБОИЩА из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Из предложений 16-18 выпишите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения:



B3Из предложений 3-4 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение.



B4Из предложений 8-11 выпишите действительное причастие настоящего времени, в котором правописание суффикса определяется тем, что оно образуется от глагола I спряжения.



B5В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Тогда, (1) в Прохоровке, (2) дожидаясь попутной машины домой, (3) на сахарный завод, (4) дядя Саша долго ходил среди танковых завалов. Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, (5) органно и скорбно гудел в стальных раскаленных солнцем утробах. Но и мертвые, (6) с пустыми глазницами триплексов танки, (7) казалось, (8) по-прежнему ненавидели друг друга.


B6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно,(1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни.


B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Иногда сидел здесь, (1) усталый, (2) до самой вечерней зари, (3) наедине со своими мыслями, (4) смотрел, (5) как печалью сочатся закаты над этими холмами, (6) и казалось ему, (7) будто зарытые в землю кости все прорастают то тут, (8) то там белыми обелисками и будто сам он, (9) лишь чудом не полегший тогда во рву, (10) прорастает одним из них...


B8Замените словосочетание ВРАЖЕСКИХ УДАРОВ (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B9Выпишите грамматическую основу предложения 16.



B10Среди предложений 2-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.



B11Среди предложений 6-9 найдите предложение обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.



B12Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.



B13Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



B14Среди предложений 19-22 найдите сложное предложение с сочинительной связью и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: