Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 183
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2014 год. Вариант №7

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1) Все паровозы были как паровозы, а один был странный. (2) Он всюду опаздывал. (3)Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. (4)Однако всякий раз начиналось то же самое. (5)И вот однажды начальник станции ему строго сказал:

(6)- Если ещё раз опоздаете... (7)То …

(8)И паровозик всё понял и загудел:

(9) – Поооследнеее чеестноеее, благородное слооово!

(10)И странному паровозику поверили в последний раз.

(11)Тук-тук – ехал он по дороге. (12)Заметил жеребеночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове – и поехал дальше. (13)Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся.

(14)И вдруг голос из леса: «Фьють...» (15) Вздохнул паровозик, подумал еще раз и в лес направился.

(16)А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:

(17) – Безобразие, мы же опоздаем!

(18) – Конечно, - сказал паровозик. – (19) И всё-таки на станцию можно приехать и позже. (20)Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну!

(21)Кто – то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. (22) И всю ночь поезд слушал соловьиное пение.

(23) К утру поехали дальше. (24) Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. (25)И вдруг нежный запах из рощи. (26)Вздохнул паровозик, задумался еще раз, вздохнул и в рощу направился.

(27) – Безобразие, безобразие! – закричали опять пассажиры. – (28)Опоздаем! (29) Опоздаем!

(30) И вновь паровозик ответил:

(31) – Конечно. (32) И всё-таки на станцию можно приехать и позже. (33) Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето!

(34) Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. (35) Сейчас надо собирать ландыши. (36) И весь день поезд собирал первые ландыши.

(37)Только к вечеру поехали дальше. (38) Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. (39) И вдруг выехали на горку. (40) Взглянул паровозик вдаль и остановился.

(41) – А теперь зачем стоим? – удивились пассажиры. – (42) Ни цветов, ни леса.

(43) – Закат, - только и сказал паровоз. – (44) Закат. (45) И если мы не увидим его, то, может быть, опоздаем на всю жизнь. (46) Ведь каждый закат – единственный в жизни!

(47) И теперь уже никто не спорил. (48) Молча и долго смотрели пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка. (49) Но вот, наконец, и станция. (50) Вышли пассажиры из поезда. (51) А паровозик спрятался. (52)»Сейчас, - думал он, - эти строгие дяди и тети пойдут к начальнику жаловаться».

(53) Однако дяди и тети почему-то улыбнулись и сказали:

(54) – Паровозик, спасибо!

(55) А начальник станции немало удивился:

(56) – Да вы же опоздали на три дня!

(57) – Ну и что, - сказали пассажиры.- (58) А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и даже на всю жизнь.

(59) Ты, конечно, понял смысл моей сказки. (60) Иногда не стоит торопиться.

(61) Если видишь красивое, если видишь хорошее – остановись.

(по тексту Г.Цыферова)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему пассажиры не пошли жаловаться на паровозик после трёхдневного опоздания на станцию?»






A2Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «нежный» (предложение 25).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.






A4Укажите ошибочное суждение.






A5Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.






A6В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный?






A7В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН- пишется Н»?






Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами БЕЗ ПРОБЕЛОВ, ЗАПЯТЫХ И ДРУГИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

Часть "B"

B1Замените слово «торопиться» из предложения 60 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Замените словосочетание «паровозного гудка» (предложение 48), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B3Выпишите грамматическую основу предложения 10.



B4Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



B5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

- Ну и что,(1) - сказали пассажиры.- А могли бы опоздать на всё лето, (2) на всю весну и даже на всю жизнь. Ты,(3) конечно, (4) понял смысл моей сказки.


B6Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.



B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, (1) мы опоздаем на всё лето! Кто-то пытался возразить,(2) но самые умные кивнули: кажется, (3) он прав.


B8Среди предложений 57-61 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



B9Среди предложений 20-24 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: