Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 49
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №205

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Наш аил Куркуреу расположен в предгорьях на широком плато, куда сбегаются из многих ущелий шумливые горные речки. (2)Пониже аила раскинулась Жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймленная отрогами Чёрных гор да тёмной чёрточкой железной дороги, уходящей за горизонт на запад через равнину.

(3) А над аилом на бугре стоят два больших тополя. (4) Я помню их с тех пор, как помню себя. (5) С какой стороны ни подъедешь к нашему Куркуреу, прежде всего увидишь эти два тополя, они всегда на виду, точно маяки на горе. (6) Даже и не знаю, чем объяснить, - то ли потому, что впечатления детских лет особенно дороги человеку, то ли это связано с моей профессией художника, - но каждый раз, когда я, сойдя с поезда, еду через степь к себе в аил, я первым долгом издали ищу глазами родные мои тополя.

(7) Как бы высоки они ни были, вряд ли так уж сразу можно увидеть их на таком расстоянии, но для меня они всегда ощутимы, всегда видны.

(8)Сколько раз мне приходилось возвращаться в Куркуреу из дальних краев, и всегда с щемящей тоской я думал: "Скоро ли увижу их, тополей-близнецов? (9) Скорей бы приехать в аил, скорей на бугорок к тополям. (9) А потом стоять под деревьями и долго, до упоения слушать шум листвы".

(10) В нашем аиле сколько угодно всяких деревьев, но эти тополя особенные - у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. (11) Когда ни придешь сюда, днем ли, ночью ли, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады. (12) То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный горячий шёпот, то вдруг, на мгновенье затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о ком-то. (13) А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя, упруго раскачиваясь, гудят, как бушующее пламя.

(14) Позже, много лет спустя, я понял тайну двух тополей. (15)Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.

(16) Но открытие этой простой истины вовсе не разочаровало меня, не лишило того детского восприятия, которое я сохраняю по сей день. (17) И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. (18) Там, подле них, осталось мое детство, как осколок зелёного волшебного стеклышка...

(По Ч. Айтматову)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему герой так трепетно относится к тополям?»

1) Это связано с его профессией художника.

2) Любит слушать шум листвы.

3) Тополя напоминают герою о детстве.

4) Он возвратился в Куркуреу из дальних краев и давно их не видел.



3Укажите предложение, в котором используется сравнение.

1) Когда ни придешь сюда, днем ли, ночью ли, они раскачиваются, перехлестываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады.

2) А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя, упруго раскачиваясь, гудят, как бушующее пламя.

3) Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.

4) И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми.



4Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках на – З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С».



5Из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего и будущего времени НЕ чередуется с –У(Ю)/ -Ю(Ю).



6Замените книжное слово «незримый» в в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (предложение 16), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 3.



9Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

В нашем аиле сколько угодно всяких деревьев, (1) но эти тополя особенные - у них свой особый язык и, (2) должно быть, (3) своя особая, (4) певучая душа. Когда ни придешь сюда, (5) днем ли, (6) ночью ли, (7) они раскачиваются, (8) перехлестываясь ветвями и листьями, (9) шумят неумолчно на разные лады.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 11.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, (1) как помню себя. С какой стороны ни подъедешь к нашему Куркуреу, (2) прежде всего увидишь эти два тополя, (3) они всегда на виду, (4) точно маяки на горе.


13Среди предложений 11-15 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 14-17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя:
разрешены буквы, цифры, пробел, дефис, точка, знаки _ и @