Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 202
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №185

Автор: Здорик Елена Валерьевна

Часть "1"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Я подружилась с одноклассником Серёжей. (2) Одно лето он провёл у нас на даче. (3) Как-то вечером мы стояли у крыльца и обсуждали родственников. (4) У него была мама с бабушкой и разведённый отец, как почти у всех советских детей. (5) Про отца он знал, что тот работает в КГБ, для нас это звучало в то время как что-то таинственное, нездешнее, опасное. (6) Неудивительно было, что он где-то далеко, прилетает изредка и ведёт себя, как робот. (7) Серёжа попросил меня выстроить иерархию моей любви к родным. (8) Почему-то его волновал этот вопрос. (9) Я ответила, что на первом месте папа, потом дед, потом бабушка, потом мама. (10) Дословно помню ответ и чувства, которые имела в виду под этой нумерацией.

(11) К отцу я относилась как девицы к киноактёрам. (12) Он был недосягаем, появляясь на моём экране красивым, улыбающимся, как бы не в жизни, а в фильме. (13) И я, оказываясь рядом с отцом, попадая в этот фильм, тоже была ненастоящей: робкой девочкой с бантиком, затаившей дыхание, старающейся понравиться. (14) Дед тоже был кумиром, но из моей жизни. (15) Я, сова, которую утром не добудишься, слышала во сне, если дед вдруг вставал в шесть утра и начинал квасить капусту, пока все спали. (16) Я, немедленно выскочив из комнаты, бежала к нему на кухню, как на свидание. (17) Я всегда хотела ему что-то рассказать и о чём-то спросить. (18) Не говоря о том, что дед был рогом изобилия: он всё время мне что-нибудь открывал. (19) По субботам мы ходили в Третьяковку. (20) Он рассказывал мне о художниках, о том, что это за сложенные пирамидой черепа в «Апофеозе войны» Верещагина, о церковном расколе по суриковской картине, о князе Меншикове и о том, как он оказался в Берёзове, о тюрьме по «Всюду жизнь», о неравном браке по Василию Пукиреву, о том, что для того, чтоб понять, что видишь, надо самой рисовать.

(21) Мы садимся в дедовской комнате за круглый стол, который раздвигался для гостей в длинный обеденный, а так был вроде журнального. (22) Низкие журнальные столики появились чуть позже. (23) Дед ставит на стол вазу, состоящую из двух частей: снаружи хрустальный шар, внутри зелёного стекла бокал с широким серебряным ободком. (24) Я смотрю на неё сейчас и думаю: то ли она действительно неземной красоты, то ли я вижу её такой с тех пор, как мы с дедом её рисовали. (25) Он кладёт передо мной и перед собой по листу бумаги и по карандашу. (26) Я старательно переносила вазу на бумагу. (27) К несчастью, она оказалась кособокой, худенький стакан перечёркивал хрустальную резьбу, которая на бумаге выглядела не резьбой, а криво пересекающимися линиями.(28) У деда, конечно же, ваза вышла что надо: пузатая, хрустальная, бокал виднелся внутри и обод придавал законченность всей конструкции. (29) У меня никак не получалось переносить на бумагу дивный мир вокруг. (30) Он весь как-то сплющивался, раскорячивался, превращаясь в каляки-маляки, как у маленьких детей. (31) Но я упорствовала. (32) Не до тех пор, пока научилась хорошо рисовать, а пока не нашла внутри себя связь между картинкой в голове и движением руки. (33) И тогда стала писать. (34) Дед сохранил все мои рисунки и передал мне аккуратно перевязанную объёмистую папку незадолго до своей смерти.

(35) Бабушка меня кормит, одевает, учит словами. (36) Дед-то учит, как олимпийский бог, – картинами мира. (37) Я общаюсь с бабушкой в прозе жизни: помогаю варить варенье, отнести-принести. (38) А дед – по части поэзии, с ним я запоминаю наизусть Пушкина, но и окучивать пионы с ним – тоже поэтическое занятие. (39) В моей взрослой жизни мне кажется, что бабушка дала мне некое твёрдое основание и волю, а дед – воображение.

(40) Мама – это что-то очень трудно отделяемое от себя самой. (41) Мама – взрослая модель, на которую я смотрю придирчиво, чтоб оттолкнуться от всего, что не нравится, не повторять ошибок, уточнить свои настройки и ориентиры.

(42) Серёжа не может выбрать из своих родных ничего для себя. (43) Он круглолицый краснощёкий мальчик, зависший между матерью и отцом...

(Т. Щербина)

Татьяна Георгиевна Щербина (род. в 1954 г.) – современная российская писательница, поэтесса, переводчица французской поэзии. Представленный фрагмент взят из её романа «Запас прочности».

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в «иерархии любви к родным» дедушка для героини на всю жизнь остался на втором месте, сразу после отца, опередив бабушку и маму?»

Я всегда хотела ему что-то рассказать и о чём-то спросить.

Дед сохранил все мои рисунки и передал мне аккуратно перевязанную объёмистую папку незадолго до своей смерти.

Бабушка меня кормит, одевает, учит словами. Дед-то учит, как олимпийский бог, – картинами мира. Я общаюсь с бабушкой в прозе жизни: помогаю варить варенье, отнести-принести. А дед – по части поэзии, с ним я запоминаю наизусть Пушкина, но и окучивать пионы с ним – тоже поэтическое занятие. В моей взрослой жизни мне кажется, что бабушка дала мне некое твёрдое основание и волю, а дед – воображение.

Я старательно переносила вазу на бумагу. К несчастью, она оказалась кособокой, худенький стакан перечёркивал хрустальную резьбу, которая на бумаге выглядела не резьбой, а криво пересекающимися линиями. У деда, конечно же, ваза вышла что надо: пузатая, хрустальная, бокал виднелся внутри и обод придавал законченность всей конструкции.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Дед ставит на стол вазу, состоящую из двух частей: снаружи – хрустальный шар, внутри зелёного стекла – бокал с широким серебряным ободком.

Он круглолицый краснощёкий мальчик, зависший между матерью и отцом...

Дед-то учит, как олимпийский бог, – картинами мира.

>Не говоря о том, что дед был рогом изобилия: он всё время мне что-нибудь открывал.



4Из предложений 20–21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».



5 Из предложений 16—21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полной формы страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».



6Замените просторечное слово «пузатая» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.



7Замените словосочетание «о церковном расколе» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 7.



9Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.



10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Я старательно переносила вазу на бумагу. К несчастью,(1) она оказалась кособокой,(2) худенький стакан перечёркивал хрустальную резьбу,(3) которая на бумаге выглядела не резьбой,(4) а криво пересекающимися линиями. У деда,(5) конечно же,(6) ваза вышла что надо: пузатая,(7) хрустальная,(8) бокал виднелся внутри и обод придавал законченность всей конструкции.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Дед ставит на стол вазу,(1) состоящую из двух частей: снаружи хрустальный шар,(2) внутри зелёного стекла бокал с широким серебряным ободком. Я смотрю на неё сейчас и думаю: то ли она действительно неземной красоты,(3) то ли я вижу её такой с тех пор,(4) как мы с дедом её рисовали… Я старательно переносила вазу на бумагу. К несчастью,(5) она оказалась кособокой,(6) худенький стакан перечёркивал хрустальную резьбу,(7) которая на бумаге выглядела не резьбой,(8) а криво пересекающимися линиями.


13Среди предложений 9-16 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 36-41 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: