Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 38
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №199

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Ребенок родился слепым. (2) Кто виноват в его несчастии? (3) Никто! (4) Тут не только не было и тени чьей-либо "злой воли", но даже самая причина несчастия скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. (5) А между тем при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от острой боли. (6) Конечно, она страдала в этом случае, как мать, отражением сыновнего недуга и мрачным предчувствием тяжёлого будущего, которое ожидало её ребенка; но, кроме этих чувств, в глубине сердца молодой женщины щемило также сознание, что причина несчастия лежала в виде грозной возможности в тех, кто дал ему жизнь... (7) Этого было достаточно, чтобы маленькое существо с прекрасными, но незрячими глазами стало центром семьи, бессознательным деспотом, с малейшей прихотью которого сообразовалось всё в доме.

(8) Неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика, предрасположенного к беспредметной озлобленности своим несчастием и в котором всё окружающее стремилось развить эгоизм, если бы странная судьба и австрийские сабли не заставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры.

(9) Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление. (10) Он всё так же просиживал целые часы, дымя трубкой, но в глазах, вместо глубокой и тупой боли, виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя. (11) И чем более присматривался дядя Максим, тем чаще хмурились его густые брови, и он все усиленнее пыхтел своею трубкой. (12) Наконец, однажды он решился на вмешательство.

- (13) Этот малый, - сказал он, пуская кольцо за кольцом, - будет еще гораздо несчастнее меня. (14) Лучше бы ему не родиться.

(15) Молодая женщина низко опустила голову, и слеза упала на её работу.

- (16) Жестоко напоминать мне об этом, Макс, - сказала она тихо, - напоминать без цели...

- (17) Я говорю только правду, - ответил Максим. – (18) У меня нет ноги и руки, но есть глаза. (19) У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли...

- (20) Отчего же?

- (21) Пойми меня, Анна, - сказал Максим мягче. –(22) Я не стал бы напрасно говорить тебе жестокие вещи. (23) У мальчика тонкая нервная организация. (24) У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени, чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту. (25) Но для этого нужно упражнение, а упражнение вызывается только необходимостью. (26) Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь.

(27) Мать была умна и потому сумела победить в себе непосредственное побуждение, заставлявшее её кидаться сломя голову при каждом жалобном крике ребенка. (28) Спустя несколько месяцев после этого разговора мальчик свободно и быстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку, и с какою-то необычною в других детях живостью ощупывал всякий предмет, попадавший в руки.

(В. Короленко)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, объясняющая смысл слов Максима: «У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли...»

1) (25) Но для этого нужно упражнение, а упражнение вызывается только необходимостью.

2) (26) Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нём все шансы на более полную жизнь.

3) (27) Мать была умна и потому сумела победить в себе непосредственное побуждение, заставлявшее ее кидаться сломя голову при каждом жалобном крике ребенка.

4) (28) Спустя несколько месяцев после этого разговора мальчик свободно и быстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку, и с какою-то необычною в других детях живостью ощупывал всякий предмет, попадавший в руки.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мать была умна и потому сумела победить в себе непосредственное побуждение, заставлявшее её кидаться сломя голову при каждом жалобном крике ребенка.

2) Наконец, однажды он решился на вмешательство.

3) Ребёнок родился слепым.

4) Жестоко напоминать мне об этом, Макс, - сказала она тихо, - напоминать без цели...



4Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения.



5Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание Н/НН обусловлено правилом: «В суффиксах существительных пишется столько же Н, сколько и в слове, от которого оно образовано».



6Замените разговорное слово КИДАТЬСЯ в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



7Замените словосочетание ПРОЦЕССОВ ЖИЗНИ (предложение 4), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 22.



9Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Конечно, (1) она страдала в этом случае, (2) как мать, (3) отражением сыновнего недуга и мрачным предчувствием тяжелого будущего,(4) которое ожидало ее ребенка; но, (5) кроме этих чувств, (6) в глубине сердца молодой женщины щемило также сознание, (7) что причина несчастия лежала в виде грозной возможности в тех,(8) кто дал ему жизнь...


11Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

И чем более присматривался дядя Максим, (1) тем чаще хмурились его густые брови,(2) и он все усиленнее пыхтел своею трубкой. Наконец, (3) однажды он решился на вмешательство.


13Среди предложений 17-25 найдите сложное бессоюзное. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с разными видами связи (подчинительной, сочинительной). Напишите номер этого предложения.



Ваше имя:
разрешены буквы, цифры, пробел, дефис, точка, знаки _ и @