Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 139
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2009 год. Авторский вариант

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "A"

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1—А7.

(1) Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка, достал из бокового кармана сигарету и, раскурив ее в затишке, за кабиной, продолжал отрешённо глядеть на бегущую встречь дорогу.

(2) Великая Русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили, пожалуй, за двести метров и выше. (3) В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии. (4) Он разделился на два языка и пополз дальше, на юг, обтекая гряду слева и справа.

(5) И, может быть, не случайно на этих высотах, не одоленных ледником, без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасенные народы могли бы начать новое летосчисление. (6) Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот. (7) В августе сорок третьего, будучи молодым лейтенантом, тогда еще просто Сашей, он заскочил на несколько дней домой и успел захватить следы этого побоища на южном фасе. (8) К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, саперы свозили с окрестных полей изувеченные танки – свои и чужие. (9) Мертво набычась, смердя перегоревшей соляркой, зияя рваными пробоинами, стояли они рядом, образуя гигантское кладбище из многих сотен машин. (10) Среди него можно было и заблудиться. (11) Дядя Саша курил на ветру, оглядывал высоты, ныне дремлющие под мирными нивами.

(12) Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов. (13) Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных раскаленных солнцем утробах. (14) Но и мертвые, с пустыми глазницами триплексов танки, казалось, по-прежнему ненавидели друг друга. (15) Дядя Саша разглядывал пробоины, старался распознать, кто и как обрел свой конец.

(16) Теперь этого танкового кладбища нет. (17) Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены. (18) Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, и только по холмам остались братские могилы.

(19) Дядя Саша, иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, как трактористы стороной обводят плуги, оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни и как пастухи, выгоняя гурты на жнивье, не дают скотине топтать куртинки могильной травы. (20) Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье, оставляя травку поласковей, понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью. (21) Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье. (22) Иногда сидел здесь, усталый, до самой вечерней зари, наедине со своими мыслями, смотрел, как печалью сочатся закаты над этими холмами, и казалось ему, будто зарытые в землю кости все прорастают то тут, то там белыми обелисками и будто сам он, лишь чудом не полегший тогда во рву, прорастает одним из них...

(По Е.Носову)

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Укажите правильный ответ.

A1Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему дядя Саша, проезжая по Великой Русской равнине, думает о войне?»






A2С какой целью автор упоминает в повествовании о древнем леднике?






A3Какое из высказываний соответствует содержанию текста?






A4Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово СЛЕДЫ в предложении 7.






A5В каком предложении содержится противопоставление?






A6Почему автор, описывая бывшее танковое кладбище, употребляет слова «ружьецом», «куртинки», «старушки»?






A7Какое средство выразительности использовано в предложении 14?






Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами

Часть "B"

B1Замените в тексте авторское диалектное слово ПЛЕШИНЫ из предложения 19 синонимичным общеупотребительным словом или словосочетанием. Напишите этот синоним.



B2Из предложений 5-7 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.



B3Из предложений 16-20 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный».



B4Из предложений 20-21 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»



B5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при обособленных обстоятельствах.

В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, (1) надвинувшийся из Скандинавии. Он разделился на два языка и пополз дальше,(2) на юг, (3) обтекая гряду слева и справа.


B6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно,(1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни.


B7В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

И, (1) может быть, (2) не случайно на этих высотах, (3) не одоленных ледником,(4) без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, (5) от которой, (6) как думалось дяде Саше, (7) спасенные народы могли бы начать новое летосчисление.


B8Из предложения 11 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.



B9Выпишите грамматическую основу предложения 3.



B10Среди предложений 1-6 найдите предложения, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений.



B11Среди предложений 4-7 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.



B12Укажите количество грамматических основ в предложении 8.



B13Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



B14Среди предложений 17-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением. Напишите номер этого предложения



Ваше имя: