Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 262
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №215

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Дюшка стоял возле крыльца, глядел на грачей, на молодую, крепкую берёзку, окутанную по ветвям сквозным зелёным дымком, на старый пень посреди истоптанного двора.

(2) Неожиданно Дюшка ощутил: что–то живёт на пустой улице, что–то помимо грачей, берёзки, старого пня. (3)Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. (4)Что–то есть, что–то, заполняющее всё, — невидимое, неслышимое, крадущееся по посёлку мимо Дюшки. (5)И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. (6)Никто никогда, ни Дюшка, ни другие люди!

(7) Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть своё хрупкое неведенье. (8)Вот–вот — и откроется. (9)Вот–вот — великая тайна, не подвластная никому. (10)Стоит лишь поднапрячься — вот–вот…

(11) Берёза... (12)Она в сквозной дымке. (13)Вчера этой дымки не было — ночью распустились почки. (14)Что–то тут, рядом, а не даётся.

(15) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели. (16)Хлопанье крыльев, шум рассекаемого воздуха, сизый отлив чёрных перьев на солнце. (17)Где–то в конце улицы сердито заколотился звук работающего мотора. (18)Грачи, унося с собой шорох взбаламученного воздуха, растаяли в небе. (19)Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов, давя ребристыми скатами и без того вмятую щебёнку, прокатил лесовоз–тягач с пустым мотающимся прицепом.

(20)Он прокатил, скрылся за домами, но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов, о тёмные, маслянисто отсвечивающие окна. (21)Но и этот отзвук должен исчезнуть. (22)Непременно.(23) И он исчез.

(24)И берёза в зелёной дымке, которой вчера не было... (25) Вот–вот — тайна рядом, вот–вот — сейчас!..

(26)Пуста улица, нет грачей. (27)Улица та же, но и не та — изменилась. (28)Вот–вот… (29)Кажется, он нащупывает след того невидимого, неслышимого, что заполняет улицу, крадётся мимо.

(30)Хлопнула где–то дверь, кто–то из людей вышел из своего дома. (31)Скоро появится много прохожих. (32)И улица снова изменится. (33)Скоро, пройдет немного времени…

(34)И Дюшка задохнулся — он понял! (35)Он открыл! (36)Сам того не желая, он назвал в мыслях то невидимое и неслышимое, крадущееся мимо: «Пройдёт немного времени...»

(37) Время! (38)Оно крадётся.

(39) Дюшка его увидел! (40) Пусть не само, пусть его следы.

(По В. Тендрякову.)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дюшка решил, что он делает открытие, раскрывает тайну?»

1) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. Никто никогда, ни Дюшка, ни другие люди!

2) И Дюшка задохнулся – и он понял! Он открыл!

3) Скоро появится много прохожих. И улица снова изменится.

4) Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть свое хрупкое неведенье. Вот–вот — и откроется.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.

2) Пусть не само, пусть его следы.

3) Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки.

4) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.



4Из предложений 18-20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З-, если после неё следует звонкий согласный.»



5 Из предложений 15-18 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н, пишется НН».



6Замените разговорное слово «расхлябанных» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



7Замените словосочетание «с тяжестью взлетели» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 21.



9Среди предложений 7-14 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятые при вводном слове.

Пуста улица,(1) нет грачей. Улица та же,(2) но и не та — изменилась. Вот–вот… Кажется, (3) он нащупывает след того невидимого, неслышимого, (4) что заполняет улицу, (5) крадётся мимо.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.



12В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов,(1) давя ребристыми скатами и без того вмятую щебёнку, (2) прокатил лесовоз–тягач с пустым мотающимся прицепом. Он прокатил, (3) скрылся за домами, (5) но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов,(4) о тёмные, (6) маслянисто отсвечивающие окна.


13Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 11-14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: